Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом

Археологи обнаружили 25 захоронений разных эпох, расположенных в одной курганной насыпи в Азовском районе Ростовской области, сообщил РИА Новости завкафедрой Археологии и истории культуры Донского государственного технического университета, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко.

Раскопки в междуречье Дона и Кагальника, где было расположено более 400 курганных насыпей, проводятся довольно давно для изучения культуры населения, обитавшего в этом регионе в древности. Значительная часть курганов уже исследована.

“Крайний исследуемый курган оказался уникален… в нем мы обнаружили 25 захоронений, датируемых от 5 тысячелетия до нашей эры до 4 века нашей эры. В числе прочих – древнейшее энеолитическое погребение, захоронение скифов и несколько захоронений Средней бронзы”, – сказал Лукьяшко. Он пояснил, что информация, полученная в ходе раскопок, дает представление о том, кто здесь жил в глубокой древности, как последовательно сменялись культуры, и как эта земля переходила от одних племен к другим.

По словам археолога, еще в энеолите на месте будущего кургана был сооружен небольшой могильник с несколькими погребениями. Захоронения были ограждены рвом, который выступал своеобразной защитой от злых духов. В центральном погребении археологи обнаружены останки мужчины, датируемые 2 тысячелетием до нашей эры. Вокруг него располагаются другие захоронения, в том числе женщины с ребенком и женщины, умершей, как считают исследователи, во время родов.

Самое древнее погребение в курганной насыпи относится к 5 тысячелетию до нашей эры – это парное захоронение взрослых людей. “Это погребение устроено на площадке еще до образования кургана, оно находилось на уровне древнего горизонта. Тела, помещенные в сколоченную деревянную колоду, лежали на боку с подогнутыми ногами, лицом друг к другу. Существует предположение, что это парное погребение мужчины и женщины. Между ними, скорее всего, существовала какая-то социальная связь”, – сказал собеседник агентства.

В погребении также был обнаружен важный для археологов артефакт – хорошо обработанный кремневый наконечник стрелы, тонкий с острыми гранями. Ученые считают, что наличие стрелы в погребении – не всегда причина смерти, такой предмет может выступать проводником в потусторонний мир.

“Самое позднее захоронение, найденное в кургане, датируется IV веком до н.э. – погребение женщины”, – сказал Лукьяшко. Предположительно, погребенная относится к племени иксоматов (группа савроматов), обитавшему на левом берегу Дона в период от начала VI по IV века до н.э.

© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУПерспектива с востока запад.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом1 из 7Перспектива с востока запад. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУВид на участок с севераАрхеологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом2 из 7Вид на участок с севера© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУСтуденты кафедры “Археология и история культуры” ДГТУ на археологических раскопках.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом3 из 7Студенты кафедры “Археология и история культуры” ДГТУ на археологических раскопках. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУДревнее погребение, датируемое 3-м тысячелетием до н. э.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом4 из 7Древнее погребение, датируемое 3-м тысячелетием до н. э.© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУХерсонесская амфора в погребении скифянки.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом5 из 7Херсонесская амфора в погребении скифянки. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУКремневый наконечник стрелы на подвздошных костях погребенного.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом6 из 7Кремневый наконечник стрелы на подвздошных костях погребенного. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУЗахоронение женщины умершей при родах, датируемое серединой 2-го тысячелетием до н. э.Археологи нашли захоронения разных эпох в кургане под Азовом7 из 7Захоронение женщины умершей при родах, датируемое серединой 2-го тысячелетием до н. э.© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ1 из 7Перспектива с востока запад. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ2 из 7Вид на участок с севера© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ3 из 7Студенты кафедры “Археология и история культуры” ДГТУ на археологических раскопках. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ4 из 7Древнее погребение, датируемое 3-м тысячелетием до н. э.© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ5 из 7Херсонесская амфора в погребении скифянки. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ6 из 7Кремневый наконечник стрелы на подвздошных костях погребенного. © Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ7 из 7Захоронение женщины умершей при родах, датируемое серединой 2-го тысячелетием до н. э.© Фото : предоставлено информационной службой ДГТУ